Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Музыка в начальной школе является одним  из основных предметов, обеспечивающих  освоение искусства как духовного наследия  человечества. Опыт  эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные  при ее изучении, станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир  искусства и понимание неразрывной  взаимосвязи музыки в жизни.

В чем же новизна  современного урока в условиях введения  стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования  предъявляются к современному уроку:

-  Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее  начало и хорошее окончание.

- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко  сформировать тему, цель, задачи урока;

-  Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- Учитель организует проблемные  и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- Вывод делают сами учащиеся;

- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- Времясбережение и здоровьесбережение;

- В центре внимания урока – дети;

- Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- Планирование обратной связи;

-  Урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической  технике:

-  Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

- Открытости (не только давать знания, но и показывать  их  границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами  изучаемого курса);

- Деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно  в форме  деятельности, ученик  должен уметь использовать свои знания);

-  Идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,  интересы самих учащихся);

- Обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Музыка в начальной школе является одним  из основных предметов, обеспечивающих  освоение искусства как духовного наследия  человечества. 

Вклад  учебной дисциплины «Музыка» в развитие личности заключается  в обогащении сферы художественных интересов учащихся,  развитии  их эстетического и  музыкального вкуса, потребности в общении с прекрасным, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере искусства, в сознательном  выборе видов музыкально-творческой деятельности, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

В основной школе сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся  посредством музыкального  искусства    к  художественной  культуре в целом.

В основе  федерального компонента государственного  стандарта по музыке лежит концептуальное положение о соответствии содержания музыкального образования возрастным приоритетам подростков. 

Основополагающими в стандартах второго поколения  по музыке  являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, важного места и значения  музыки в жизни общества и каждого человека; на творческое самораскрытие ребенка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире.

В содержании  предмета «Музыка» усилена роль гражданственно-патриотического воспитания; повышена  значимость  позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.

ФГОС     направлен  прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности выполняет компенсирующую функцию, смягчая свойственные  школьному  возрасту кризисные явления.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования  к современному уроку -  четкое формирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связи с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

- Требований к результатам освоения основной образовательной программы;

- Требований к структуре основной образовательной программы  начального общего образования;

-  Требований к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1  Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет  целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2 Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3  Урок комплексного применения знаний. Это: практикум,  лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4 Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью  обобщение единичных знаний в систему.

5 Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.  Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

-  Возраста ребенка;

- Специфики учебного предмета;

-  Меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

-  Предъявить противоречивые факты, теории;

-  Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, создает презентации). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные компетенции.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов:  неумение детей  самостоятельно решать  поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого  потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

Если ученик будет обладать качествами, заложенными в  ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость  перестройки всей  образовательной  деятельности  в начальной школе  и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. 

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

 

Источник: нажмите сюда

«Музыка» в начальной школе в условиях введения ФГОС
© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.

Ваше сообщение отправлено
Обратная связь
Рассказать о нас :