Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные при ее изучении, станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки в жизни.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформировать тему, цель, задачи урока;
- Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- Вывод делают сами учащиеся;
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- Времясбережение и здоровьесбережение;
- В центре внимания урока – дети;
- Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- Умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- Планирование обратной связи;
- Урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической технике:
- Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- Открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- Деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- Идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- Обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества.
Вклад учебной дисциплины «Музыка» в развитие личности заключается в обогащении сферы художественных интересов учащихся, развитии их эстетического и музыкального вкуса, потребности в общении с прекрасным, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере искусства, в сознательном выборе видов музыкально-творческой деятельности, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
В основной школе сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся посредством музыкального искусства к художественной культуре в целом.
В основе федерального компонента государственного стандарта по музыке лежит концептуальное положение о соответствии содержания музыкального образования возрастным приоритетам подростков.
Основополагающими в стандартах второго поколения по музыке являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального искусства, важного места и значения музыки в жизни общества и каждого человека; на творческое самораскрытие ребенка в музыкальной деятельности; на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире.
В содержании предмета «Музыка» усилена роль гражданственно-патриотического воспитания; повышена значимость позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.
ФГОС направлен прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности выполняет компенсирующую функцию, смягчая свойственные школьному возрасту кризисные явления.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связи с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1 Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2 Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3 Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4 Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5 Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- Возраста ребенка;
- Специфики учебного предмета;
- Меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- Предъявить противоречивые факты, теории;
- Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, создает презентации). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Источник: нажмите сюда